Юрий
МАШИХИН
Уважаемый
Ярослав Бабич!
Благодарю за интересные вопросы.
Прежде чем ответить вопросы я анализирую, почему они возникают, исключая,
конечно простое любопытство, которое пороком не является.
Ваши вопросы относятся к разделу «Идеологии и право». Это один из
элементов государства по предложенной автором теории. Напомню, к слову
сказать, что ст. 15 Конституции Украины гласит, что «Жодна ідеология
не є обов”язковою». Вопрос о праве собственности на средства производства
относится к Экономическому праву (кодексу), который в течение 11 лет
независимости не был принят. То есть, у нас нет законов, прав, идеологии,
моральных основ, определяющих развитие нашего общества, государства
в целом со всеми вытекающими последствиями. И главное, никто не видит
(или не хочет видеть) путей выхода из этого политического и системного
кризиса.
Таковы, я думаю, истоки и причины Ваших вопросов.
А теперь перехожу к тезисному ответу на них, т.к. подробности могут
занять много времени при наличии единства определений понятий (глоссарий).
Поэтому введу короткое и емкое понятие: «Информация» - это знания
в (in – в, внутри) определенной форме (form in-form-ation). Это также
знания созданные и накопленные человечеством, начиная с первых символов,
знаков, слов, произведений искусств. Это и религии, и философии, а
также наука со своим бурным прогрессом, существуя сами по себе, внесли
дисгармонию в развитие общества и цивилизации. (См. статью «Истоки
развития…» на сайте).
Мое отношение к религии (religare – лат. устанавливать связь, отношения)
– уважительное к любой религии, поскольку она определяет (должна определять)
культуру и этику поведения и формирует мироощущение и миропонимание
на определенном этапе развития общества и преследует определенные
цели, направленные на выживание общества, и государства. Религии стали
возникать во времена примитивных РабоВладельческих государств, практически
без особых изменений, воспитывая соответствующую рабскую психологию.
С развитием цивилизации и бурным научно-техническим прогрессом усложняются
взаимосвязи и правовые обязанности и отношения, которые определяются
законами, устанавливающими эти связи (и здесь тоже – religare)
Поэтому современные законы должны выполнять не меньшую роль и иметь
значимость для выживания не меньше, чем религии в древние времена.
Вопрос только в том, каковы должны быть эти законы, кто и для чего
их придумывает. А ведь их не нужно придумывать, а осознать их через
уроки истории и права в том числе.
Теперь несколько слов о праве собственности на средства производства.
Этимология слова «сОБСТвенность» уже дает ответ на Ваш вопрос - со-обща.
Владеть собственностью – значит владеть со-обща. Не развиваю интересный
аспект на тему: ВЛАДа и ВЛАСНicть (укр.), а также спів-власність,
которая в переводе на русский звучит, как «со-собственность».
Во Всеобщей Декларации Прав Человека (ООН) имеется статья о праве
человека на личное имущество. О праве собственности на средства производства
(к которым относятся и все природные ресурсы – земля, вода, воздух
и даже солнечный свет - дающие ту прибыль, о которой говорил К. Маркс)
там нет ни слова. Это определяется соответствующими конституциями
государств. В древнем римском праве этот вопрос решался не торговлей
или правом владения, а правом эмфитевзия и сульфиция, - правом бессрочной
аренды, запрещающим торговать, например, землей. Эти термины и способы
организации собственности практически неизвестны современным юристам.
(Это им не задавали и это не проходили).
К этому же вопросу относится, если помните, ставшее историческим противоречие
между общественным характером производства и частным (власним – укр)
характером присвоения при капитализме, которое привело к другому типу
государства. Но социализм не решил этой проблемы и оказался нежизнеспособным
по другой, оказавшейся более важной, причине. (См. статью «Свобода
совести – ошибка ХХ века», а точнее абсурд). В этом месте ответ на
Ваш второй пересекается с первым вопросом. Социализм со своим стремительным
развитием науки и техники оказался без Человека (искали «человеческий
фактор», впрочем, как и капитализм искал «человеческое лицо») по своему
содержанию при сильной социальной политике. Социализм, кроме того,
на уровне государства проводил жесткую антирелигиозную пропаганду,
определенную в Конституции. Это привело к уничтожению моральных и
этических норм в поведении и формированию нового, аморального человека.
Моральный Кодекс строителя коммунизма, основанный христианских нормах
поведения, уже не остановил процесс деградации социализма. А наука,
оставаясь аморальной, антигуманной, покорив Космос, сейчас оказалась,
как и общество, оказались никому не нужными и не востребованными со
своими культурой и достижениями.
«Философы же, лишь объясняли мир вместо того, чтобы его переделать».
Таким образом, перехожу к заключительной части ответа и выводам.
Религия без научного мышления дает слепую веру, без мировоззрения.
Наука без религии, как показал уже современный опыт, приводит к мерзости
и запустению. Где же выход и есть ли он вообще? Построение так называемого
«информационного общества», основанного лишь на потреблении услуг,
без развития собственно «Информации», без развития Человека новой
формации приведет к его гибели. Но выход все-таки есть.
Путь лежит в установлении связи (и здесь – religare) и соответствии
материальных условий бытия человека и духовному его (бытия) осознанию.
Этот закон уже был воплощен в рабовладельческих государствах, где
«блаженны нищие духом, плачущие, тихие, голодные» и не требующие ничего,
кроме удовлетворения инстинктов: «поесть, покрасоваться, переспать»
(Н.М.Амосов). Таким образом, при минимальном духовном и материальном
уровне бытия человеку ничего не нужно и он опускается до уровня животного
– удовлетворения минимальных жизненных потребностей.
С ростом материального уровня бытия человека (в том числе и собственности
на средства производства) при отсутствии духовного развития у него
возникает ощущение пустоты (скука, печаль), затем депрессия или агрессия
до самых тяжелых форм. Наоборот, при увеличении духовности и отсутствии
связи с реальным материальным миром у человека может возникнуть шизофрения
в разных формах (от бреда – как полное отсутствие сознания, до мании
величия), которые отражаются на обществе через лидера или диктатора.
Этот закон, таким образом, определяет четкую связь со здоровьем человека
и, следовательно, с медициной, поскольку нарушение соответствия уровня
духовного развития человека его материальным условиям бытия, как показано
выше, приводит сначала к психосоматическим, затем к психическим заболеваниям
и психиатрическим расстройствам.
Медицина лечит симптомы болезни, а причины их лежат на другом уровне,
на уровне установления внутри государственных отношений и определяемых
законами.
Здесь круг замкнулся. Снова возвращаемся к установлению связей (religare
- религия), которые определяют жизнь и здоровье человека в обществе
и через человека замыкаются все проблемы: религия, экономика, права,
политика.
Поэтому пока философия, теология и общественные и гуманитарные науки
не объединят усилия и не сформируют цели и способы существования человека,
общества, государства, то отдельным правительствам самим эту проблему
не решить. Но это проблема относится к формированию государственной
(идеи), которую ищут многие государства в целях выживания.
Этот закон соответствия, новый по своей сути, который Вы прочитаете
и, возможно поймете, важнее частного вопроса о праве собственности
на средства производства.