РЕЛИГИЯ И ПРАВО НА СОБСТВЕН-НОСТЬ
РЕЛИГИЯ И ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ
(Ответ на вопрос)
“Кто не имеет собственности, тот не имеет отечества”
Пифагор

Юрий МАШИХИН

Уважаемый Ярослав Бабич!
Благодарю за интересные вопросы.
Прежде чем ответить вопросы я анализирую, почему они возникают, исключая, конечно простое любопытство, которое пороком не является.
Ваши вопросы относятся к разделу «Идеологии и право». Это один из элементов государства по предложенной автором теории. Напомню, к слову сказать, что ст. 15 Конституции Украины гласит, что «Жодна ідеология не є обов”язковою». Вопрос о праве собственности на средства производства относится к Экономическому праву (кодексу), который в течение 11 лет независимости не был принят. То есть, у нас нет законов, прав, идеологии, моральных основ, определяющих развитие нашего общества, государства в целом со всеми вытекающими последствиями. И главное, никто не видит (или не хочет видеть) путей выхода из этого политического и системного кризиса.
Таковы, я думаю, истоки и причины Ваших вопросов.
А теперь перехожу к тезисному ответу на них, т.к. подробности могут занять много времени при наличии единства определений понятий (глоссарий).
Поэтому введу короткое и емкое понятие: «Информация» - это знания в (in – в, внутри) определенной форме (form in-form-ation). Это также знания созданные и накопленные человечеством, начиная с первых символов, знаков, слов, произведений искусств. Это и религии, и философии, а также наука со своим бурным прогрессом, существуя сами по себе, внесли дисгармонию в развитие общества и цивилизации. (См. статью «Истоки развития…» на сайте).
Мое отношение к религии (religare – лат. устанавливать связь, отношения) – уважительное к любой религии, поскольку она определяет (должна определять) культуру и этику поведения и формирует мироощущение и миропонимание на определенном этапе развития общества и преследует определенные цели, направленные на выживание общества, и государства. Религии стали возникать во времена примитивных РабоВладельческих государств, практически без особых изменений, воспитывая соответствующую рабскую психологию.
С развитием цивилизации и бурным научно-техническим прогрессом усложняются взаимосвязи и правовые обязанности и отношения, которые определяются законами, устанавливающими эти связи (и здесь тоже – religare)
Поэтому современные законы должны выполнять не меньшую роль и иметь значимость для выживания не меньше, чем религии в древние времена.
Вопрос только в том, каковы должны быть эти законы, кто и для чего их придумывает. А ведь их не нужно придумывать, а осознать их через уроки истории и права в том числе.
Теперь несколько слов о праве собственности на средства производства. Этимология слова «сОБСТвенность» уже дает ответ на Ваш вопрос - со-обща. Владеть собственностью – значит владеть со-обща. Не развиваю интересный аспект на тему: ВЛАДа и ВЛАСНicть (укр.), а также спів-власність, которая в переводе на русский звучит, как «со-собственность».
Во Всеобщей Декларации Прав Человека (ООН) имеется статья о праве человека на личное имущество. О праве собственности на средства производства (к которым относятся и все природные ресурсы – земля, вода, воздух и даже солнечный свет - дающие ту прибыль, о которой говорил К. Маркс) там нет ни слова. Это определяется соответствующими конституциями государств. В древнем римском праве этот вопрос решался не торговлей или правом владения, а правом эмфитевзия и сульфиция, - правом бессрочной аренды, запрещающим торговать, например, землей. Эти термины и способы организации собственности практически неизвестны современным юристам. (Это им не задавали и это не проходили).
К этому же вопросу относится, если помните, ставшее историческим противоречие между общественным характером производства и частным (власним – укр) характером присвоения при капитализме, которое привело к другому типу государства. Но социализм не решил этой проблемы и оказался нежизнеспособным по другой, оказавшейся более важной, причине. (См. статью «Свобода совести – ошибка ХХ века», а точнее абсурд). В этом месте ответ на Ваш второй пересекается с первым вопросом. Социализм со своим стремительным развитием науки и техники оказался без Человека (искали «человеческий фактор», впрочем, как и капитализм искал «человеческое лицо») по своему содержанию при сильной социальной политике. Социализм, кроме того, на уровне государства проводил жесткую антирелигиозную пропаганду, определенную в Конституции. Это привело к уничтожению моральных и этических норм в поведении и формированию нового, аморального человека. Моральный Кодекс строителя коммунизма, основанный христианских нормах поведения, уже не остановил процесс деградации социализма. А наука, оставаясь аморальной, антигуманной, покорив Космос, сейчас оказалась, как и общество, оказались никому не нужными и не востребованными со своими культурой и достижениями.
«Философы же, лишь объясняли мир вместо того, чтобы его переделать».
Таким образом, перехожу к заключительной части ответа и выводам.
Религия без научного мышления дает слепую веру, без мировоззрения.
Наука без религии, как показал уже современный опыт, приводит к мерзости и запустению. Где же выход и есть ли он вообще? Построение так называемого «информационного общества», основанного лишь на потреблении услуг, без развития собственно «Информации», без развития Человека новой формации приведет к его гибели. Но выход все-таки есть.
Путь лежит в установлении связи (и здесь – religare) и соответствии материальных условий бытия человека и духовному его (бытия) осознанию.
Этот закон уже был воплощен в рабовладельческих государствах, где «блаженны нищие духом, плачущие, тихие, голодные» и не требующие ничего, кроме удовлетворения инстинктов: «поесть, покрасоваться, переспать» (Н.М.Амосов). Таким образом, при минимальном духовном и материальном уровне бытия человеку ничего не нужно и он опускается до уровня животного – удовлетворения минимальных жизненных потребностей.
С ростом материального уровня бытия человека (в том числе и собственности на средства производства) при отсутствии духовного развития у него возникает ощущение пустоты (скука, печаль), затем депрессия или агрессия до самых тяжелых форм. Наоборот, при увеличении духовности и отсутствии связи с реальным материальным миром у человека может возникнуть шизофрения в разных формах (от бреда – как полное отсутствие сознания, до мании величия), которые отражаются на обществе через лидера или диктатора.
Этот закон, таким образом, определяет четкую связь со здоровьем человека и, следовательно, с медициной, поскольку нарушение соответствия уровня духовного развития человека его материальным условиям бытия, как показано выше, приводит сначала к психосоматическим, затем к психическим заболеваниям и психиатрическим расстройствам.
Медицина лечит симптомы болезни, а причины их лежат на другом уровне, на уровне установления внутри государственных отношений и определяемых законами.
Здесь круг замкнулся. Снова возвращаемся к установлению связей (religare - религия), которые определяют жизнь и здоровье человека в обществе и через человека замыкаются все проблемы: религия, экономика, права, политика.
Поэтому пока философия, теология и общественные и гуманитарные науки не объединят усилия и не сформируют цели и способы существования человека, общества, государства, то отдельным правительствам самим эту проблему не решить. Но это проблема относится к формированию государственной (идеи), которую ищут многие государства в целях выживания.
Этот закон соответствия, новый по своей сути, который Вы прочитаете и, возможно поймете, важнее частного вопроса о праве собственности на средства производства.

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz