Юрий МАШИХИН
(Для тех, кто не разучился
думать)
Искушенный
читатель, прочтя заголовок, сразу сообразит, что между ними нет связи
в нашей действительности и будет трижды прав: "культура" практически
сведена в к нулю в бюджете, в реальности и даже в мыслях пока не претендует
на уровень значимости первых двух понятий.
Заметим, что в США, например, вопросы охраны и развития культуры по
значимости внимания в государственной деятельности занимает третье место
после борьбы с коррупцией и наркобизнесом.
Для того, чтобы доказать справедливость и необходимость связи между
этими понятиями, обобщим и проанализируем каждое из них в отдельности.
Власть -- это не только право и возможность (по Н.А.Бердяеву - это обязанность!)
управления государством. С другой стороны, можно рассматривать власть,
как средство реализации политики, где политика, в свою очередь, -- это
функциональная деятельность для достижения поставленной цели. Формы
проявления власти могут быть, как общеизвестно, различны.
Бизнес в современном капиталистическом мире -- это не только источник
личного обогащения, но и дело, работа, предпринимательство в разных
формах проявления: частный, государственный, мелкий, средний, коллективный
и др. Другими словами, бизнес -- это средство развития экономики в различных
формах.
А что же такое культура, для чего и кому она нужна, если нужна, конечно?
Толковый словарь С.А.Ожегова раскрывает нам эту тайну. Культура -- как
совокупность достижений человечества в производственном, общественном
и умственном отношении может быть рассмотрена как "культивирование"
в обществе, т.е. передача накопленного опыта молодому поколению, обществу
в целом.
В таком аспекте культура предстает как средство развития личности и
общества, определяя при этом уровень его цивилизации. Таким образом,
пользуясь методом обобщения приходим к выводу, что власть, бизнес и
культура -- являются с р е д с т в а м и реализации или развития политики,
экономики и общества соответственно.
Из истории развития государств известно, что мощь и благополучие государства
держатся на трех "китах": Экономика -- Общество -- Политика,
начиная с рабовладельческих государств, до современных типов демократических
и тиранических форм власти. Взаимодействие их можно представить в виде
треугольника, во внутрь которого поместим треугольник средств воздействия
на указанные выше элементы государственности ( рис.1)
Отсутствие лишь одного элемента в контуре приводит к гибели государства,
а если нет двух или трех элементов (т.е. бездействуют), то нет и государства
как такового.
Уровень цивилизации определяется комплексным показателем -- индексом
человеческого развития (ИЧР -- по методике ООН), в котором учитываются
экономические показатели на душу населения и уровень культурного развития
общества. По ИЧР ООН Украина находится на 95 месте и только уровень
ранее полученного образования не относит нас на 133 место в мире.
Культура -- как средство развития общества понятие многоплановое, многогранное
и можно систематизировать их перечень "снизу доверху", т.е.
с самого основания, с самого начала, фундамента, о котором уже стали
забывать:
1. Физическая культура и воспитание, с которого начинается здоровая
нация; это основа физической работоспособности, это гармония; эргономика
и новое течение "body building" (построение фигуры, тела)
- содержат в своей основе элементы физической культуры.
2. Культура семейных, половых отношений или, как принято сейчас говорить,
- гендерных отношениях, которые, очевидно, включают и родственные (генеалогическое
дерево) связи. Здесь закладываются основы демографической, гендерной
политики, включая воспроизводство здорового поколения.
3. Культура и пропаганда ("культивирование") здорового образа
жизни, работы, отдыха, питания, обеспечивающих запас жизненной энергии,
долголетия и иммунитета от всех болезней. Отсутствие вышеуказанных видов
культур обрекает нацию на вымирание.
К более высоким видам культуры можно отнести следующие виды.
4. Духовная культура включает в себя: воспитание и образование, литературу
и искусство (иначе -- духовная пища), которые формируют человека как
личность, определяют настрой и эмоции, мотивацию побуждений человека,
без которых он обречен на бездуховную жизнь (биоробот).
5 .Культура общения в обществе: язык, речь, слово - как средство передачи
информации, опыта, знаний; умение слышать и видеть - также элементы
культуры, о которых упоминают реже, но именно они способствуют формированию
мироощущения и мировоззрения личности, без которых человек, по определению
некоторых, остается "биосоциальным существом" или "gomo
speaker" -- (человек говорящий). Однако, имеется более развитый
уровень культуры общения и взаимопонимания, который является основой
для более высокого уровня культуры и о котором практически не упоминается
в общественных науках.
6. Культура мышления (idea -- лат-- мысль, продукт человеческого мышления,
логического построения и т.д.). Культура мышления должна подразумевать
и гармоническое развитие естественно-технических, и гуманитарно-общественных
наук. Причем, сам процесс мышления следует уподобить, т.е. сравнить
, с ментальной пищей человека. Но можно ли говорить о гармоничной культуре
мышления, если достижения науки используются против Человека, Общества
и Природы; если технический прогресс уничтожает среду обитания, а "диссиденты"
(инакомыслящие) от науки -- изолированы. В порыве откровения один из
народных депутатов открыл на страницах газеты "Голос Украины",
в общем то , справедливую истину, что "нас учили не думать".
Поэтому, очевидно, что "homo minding" (человек мыслящий) еще
пока не состоялся и проблему развития культуры гармонического мышления
предстоит еще решать. В настоящий момент -- это проблема выживания человеческой
цивилизации на планете. Однобокое развитие одного или нескольких типов
из указанных культур приведет к дисгармонии в развитии как человека,
так и общества, что также подтверждается древней и новейшей историей.
Результатом реализации указанных видов, типов и граней культур и осознанных
личностью, можно считать появление полноценного "homo sapiens".
Так, путем элементарных логических рассуждений подчеркнута не только
важность, но и роль культуры как средства построения и развития цивилизованного
общества.
Человек не может в одиночку решать крупные проблемы в цивилизованном
обществе. Именно поэтому он должен объединяться в определенные общественные
структуры (общины, творческие коллективы, предприятия, объединения и
т.д.) для выполнения поставленных целей.
А государство -- это высший способ организации человеческого общества,
если сформулированы цели или принципы внутренней политики. И если государство
не видит, или не выполняет своих функций, отрицая необходимость развития
культуры, то общество может оказаться на дне цивилизации. Отсюда ясно,
почему в цивилизованных странах, таких как США, Япония и др., вопросы
развития культуры решаются наравне с проблемами политическими и экономическими.
На этом можно было бы и закончить доказательную часть, но возвращаясь
к рис.1, можно отметить, что наиболее благоприятный вариант, когда власть,
как средство реализации политики, принадлежит Первому Лицу (через госсаппарат,
реализующий политику); бизнес способствует развитию экономики, а культура,
как опыт человечества во всех аспектах, способствует развитию общества.
Здесь уместно вспомнить истину: "Богу -- богово, кесарю -- кесарево".
Теперь проведем анализ взаимодействия средств и объектов воздействия,
если внутренний треугольник "кто-то" повернул, как баранку,
до упора, "влево". При этом окажется, что власть напрямую
связана с экономикой, бизнес (а не культура) связан с обществом ("рыночное
общество"); а культура во всех аспектах -- станет достоянием "политиков".
Поворот несколько неожиданный, но вполне реальный и не требует доказательств.
При "правом" повороте внутреннего треугольника картина взаимоотношений
будет несколько иной. Бизнес, как средство, будет отдан на откуп "политике"
(как элементу государственности); власть должна бы стать средством развития
и самореализации общества (т.е. демократия, но пока общество аморфно,
не структурировано - свыше ста партий - не имеет потенциала и соответствующих
механизмов реализации, это остается лишь благим пожеланием); а культура,
как средство развития экономики, в этом варианте может оказаться "фиговым
листком", хотя культура, этика и мораль необходимейшие условия
развития экономики. Развивать же "аморальную экономику" --
это все равно, что лить воду в решето, где деньги, являясь мерой экономического
потенциала, как вода, бесследно исчезают .
Таким образом, на модели (рис.1) можно рассмотреть различные варианты
отношений и дать предполагаемые результаты, не воплощая их без экспериментирования
на живом пока еще государстве и обществе. Такова в общих чертах суть
логического моделирования, предложенная автором представлена здесь на
примере лишь трех элементов государственности. Количество их может пять
или шесть (Человек, Идеология и право, Природа) в зависимости от уровня
подготовленности общества для решения насущных задач.
Ю.П.
МАШИХИН, Ужгород Автор Векторной Теории Политических Технологий.
|