Идеология и право в глобальном киберпростран-стве информацион-ного общества
Идеология и право в глобальном киберпространстве информационного общества.

Юрий МАШИХИН

АННОТАЦИЯ
(Конгресс 2001, к материалам по "круглому столу").
В дискуссиях за круглым столом посвященным созданию информационного общества затронуты многие вопросы, в т.ч. о необходимости системного подхода к решению проблемы, о правовых и социокультурных аспектах взаимоотношений в информационном киберпространстве. Эти вопросы требуют своего подхода и решения. Прежде всего, необходимо четко определить понятия, элементы и объекты и средства взаимодействия в информационном обществе.
Это можно описать через векторы, определив субъект (источник) и объект, на который направлено действие. При этом следует отличать при формулировке признак объекта (определение) от действия, совершаемого субъектом (причастный оборот), т.к. смысл может разный, что часто приводит к отсутствию однозначного понимания термина, со всеми вытекающими последствиями. Так например, "информационное общество" можно толковать в двух вариантах: · "информационное" (как определение) может говорить о наличии ее, как среды, в котором существует общество (объект); · а если нужно подчеркнуть активное начало общества (субъект), воздействуя на информацию (как объект), то следует применить причастный оборот: общество, которое развивает информацию; применение термина "общество информационное" в этом случае будет неоправданно, усечено и некорректно. Таких примеров можно привести бесчисленное количество в сфере общественно политических отношений. Более 80% разногласий в этой сфере отношений могут быть разрешены, если стороны договорятся об однозначном понимании терминов. Теперь нужно определиться с пониманием информации, которая нужна для функционирования общества. В самых общих чертах это область (совокупность) накопленных знаний для конкретного уровня цивилизации (можно сказать конкретно, - ноосфера), включающая морально-правовые, философские, теологические и др. области знания, касающиеся бытия и развития. Естественно допустить, что создание информационного общества (концепция функциональной структуры здесь не приводится) следует проводить по соответствующим законам, способствующим его развитию и совершенствованию, как одной из целей цивилизации. Несоблюдение морально-правовых норм, как показывает исторический опыт, приводит к гибели общества и государства. Поэтому моральность - один элементов идеологии и основа правовых норм, на которых держится жизненность общества, в т.ч. информационного. Моральность - это один из аспектов политики информационной, которая способствует развитию гуманитарной политики, формирующей сознание личности, совесть, как ответственность за свое поведение в обществе (и в киберпространстве). Социокультурный аспект проблемы создания информационного общества решает соответствующая политика. На первом этапе развития становления общества подразумевается активность "Информации", которая развивает "Общество" через средства коммуникации и связи (в т.ч. Интернет). Важную роль в становлении общества играют и лидеры, воспитатели, которые появятся в результате гуманитарной политики. После создания информационного общества, как объекта, находящегося в информационной среде, на следующем этапе оно сможет активным (субъектом) обществом, которое формирует и развивает информацию. В этом, собственно, и заключается философский смысл существования и развития общества, цивилизации. Таким образом, обобщая можно сказать, что как для государства, так и для информационного общества основными элементами идеологии их построения являются: моральность, гуманизм и культура. Средствами реализации поставленных задач при этом является политика, как функциональная деятельность правительства и ресурсы. Для государства ресурсы в экономике. А при создании информационного общества ресурсами являются Информатика ("твердая"- информатизация: технические средства, связь и "мягкая"- системное и программное обеспечение), а средствами - коммуникации и связь в киберпространстве. Количество возможных типов обществ или государств гармонического типа довольно велико, а случайных - астрономическое. Поэтому вслепую построить требуемое общество или государство - невозможно. На эти вопросы и технологию построения гармоничных взаимоотношений в обществе и государстве дает ответы Векторная Теория Политических Технологий (или Новая система отображения и анализа внутригосударственных отношений).
Copyright Yury Mashyhyn Uzhgorod, Ukraine, tel. +38 03122 24170
Author cert. GAASP Ukraine ПA № 1448 from 07.07.1998.

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz