Точный глоссарий - важнее придуманных законов
На рубеже 3-его тысячелетия многие историки, философы и юристы обращаются
к поискам национальной идеи, и начинают искать ее на этапе начала развития
цивилизации, т.е. истоки развития, но не саму «идею», которая означает
в переводе с греческого - мысль, продукт мышления. Возникает естественный
вопрос, почему ищут идею, т.е. мысль в прошлом, когда экономика, общество,
государство, наука и культура соответствовали тому уровню развития.
Подобного рода исследования - это получение знаний в виде различной
исторической информации, интересной для анализа и извлечения исторических
уроков прошлого, чем и занимаются историки (hi(s)story). Юристы занимаются
проблемами настоящего (поиски истины - в переводе с латинского языка).
А вот философия должна бы не только объяснять, но и генерировать новые
мысли, идеи, которые, как показывает исторический опыт, имеют обыкновение
приближать, притягивать события, которыми человек «отягощен» в настоящем
времени. За рубежом это специализация футурологов (future - будущее)
и фантастов. Отечественные гуманитарии усердно заняты поиском «национальной
идеи» в далеком прошлом, которое можно также «притянуть», вернувшись
на уровень рабовладельческого и феодального строя. Отсутствие национальной
идеи о будущем страны и цивилизации, грозит застоем мысли, а значит
и действий, с последующим развалом, как это уже произошло в недавнем
прошлом («эпоха застоя», «перестройка» без конечных целей и программ).
Поэтому необходима новая идеология и система мировоззрения (что этимологически
не одно и то же), способствующие осознанию и установлению взаимосвязи
Человека, Государства, Природы (religare - лат. устанавливать связь),
по человеческим, государственным и естественным законам.
А пока в настоящее время нет никаких новых идей и платформ, вокруг которых
могли бы сплотиться прогрессивные силы Украины, а само слово "идеология"
стало нарицательным, если не ругательным, и как заявил один PR-щик:
идеология - это пережиток прошлого Х1Х и ХХ веков.
Есть только слова, под которыми каждый понимает все, что ему нужно,
порой пытаясь в абсурдное словосочетание "воткнуть" глубокий,
доступный только ему философский смысл, в то время как остальное общество
либо шокировано им, либо понимает что-то иное.
Таковы, например, термины: "свобода совести", возведенная
в ранг Основного закона в 1936 году (комментарии излишни) и вошедшая
в словари в 1978 году; печально-знаменитая "экономика экономная";
на замену ей пришла "рыночная экономика". Этот термин безадресный
и ничего не характеризующий, т.к. рынок - это среда и форма существования
любой экономики. При переводе с иностранного (marketing economic) произошла
подмена, точнее "обрезание" понятия науки маркетинга до базарного
уровня "купи-продай", и превратило всех в "рыночное общество"
и "рыночное государство". А человек, воспитанный на "свободе
совести", в условиях "рыночного государства" может без
зазрения совести делать все, что хочет, а опытный адвокат защитит его
даже от Уголовного Кодекса.
90% всех разногласий между людьми, партиями в обществе могут быть разрешены,
как сказал один народный депутат, если стороны договорятся об определениях
и понятиях, а не то, что каждый подразумевает.
В это сложное для Украины время пришла пора объединить все прогрессивные
и патриотические силы, желающие принять участие в строительстве могучей
и процветающей державы. Необходимо сформулировать такие морально-нравственные
и духовно-культурные ценности и цели, которые станут центральным принципом
деятельности правительства, парламента в течение 2-3-х десятилетий,
выполняя задачу построения человеческого общества в Украине.
Слепые поиски словесных формулировок, лозунгов, как показал многолетний
опыт, ничего не дали народу, обществу, государству, вплоть до того,
что никакая идеология не является обязательной в нашем государстве.
(Конституция, ст.15: Жодна ідеология не є обовязкової).
Кстати, слово "идеология" имеет еще и прозрачный открытый
для понимания смысл (идея - мысль, продукт мышления; логия - наука,
теория) - т.е. наука мышления. Сейчас многие научные работники ставят
вопрос о воспитании и развитии с самого детства экономического мышления,
экологического. Вопрос об отсутствии политической элиты, способной к
стратегичному политическому мышлению в масштабах государства, провозглашен
в тезисах одной известных украинских партий. Т.е. и научные работники,
и политические деятели подтверждают необходимость нового мышления (вспомним
этот термин в начале перестройки), но методологически этот вопрос пока
не был обеспечен.
Автором разработана новая система отображения и анализа внутригосударственных
отношений под названием Векторная Теория Политических Технологий (А.С.
ГААСП Украины серия ПА № 1448 от 07.07.98), в которой векторное мышление
представлено как метод исследования и анализа в гуманитарных и общественных
науках. Так, векторное мышление поможет увидеть (в плоскости или объеме)
комплекс отношений внутри государства, общества, а также взаимодействие
общественных и гуманитарных наук. Доклад на эту тему проведен на Международной
конференции в Украинской Академии державного управления при Президенте
Украины 30.05.2000 года (секция II, п.70).
По разработанной методологии можно определить и назвать элементы национальной
идеи, которая может стать центральным ядром программы партии или принципов
внутренней политики на разных этапах строительства государства.
В заключение назову лишь элементы (доктрины) национальной идеи: моральность,
гуманизм и культура с целью построения человеческого (гражданского)
общества. Государство, как высшая ступень организации общества, должно
служить и способствовать реализации целей и задач, стоящих перед обществом.
В каждом цивилизованном государстве эти элементы присутствуют в различных
сочетаниях (возможное число - 8) и они закреплены либо в конституциях,
морально-правовых нормах и в бюджетах, в которых определены приоритеты
элементов национальной идеи. Экономика и Политика (с соответствующими
доктринами), реализующие эти цели увеличивают разнообразие типов государственных
устройств в 4 раза, а включение среды обитания (Природы) как элемента,
государственности увеличивают до 64-х вполне гармоничных типов государств.
Количество всех возможных типов государств колеблется от 184756 до нескольких
миллионов.
Данные гуманистические предложения и мысли (идеи) в принципе известны
очень давно, но в прелагаемой теории они структурированы с помощью векторов
(открытие середины ХХ века) и позволяют увидеть их взаимодействие. Нельзя
построить здание, не увидев его в проекте, на бумаге, так и вслепую
же строительство здания, как и государства, невозможно.
Автор предполагает, что эти предложения могут послужить лакмусовой бумажкой,
которая выявить истинно патриотически настроенных политических, общественных
и духовных лидеров, вокруг которых будет выкристаллизовываться программы
партий, принципы внутренней политики, парламентское большинство и другие
вопросы государственного строительства, включая концепцию социальной
безопасности. Эти разработки могут стать достоянием общества и государства,
а виртуальная Академия может быть воплощена в реальность, создав при
этом условия для реализации замыслов спонсорам и заинтересованным лидерам.
В перспективе возможна работа Академии и в режиме дистанционного обучения,
но это будет, очевидно, дороже.
Автор ищет спонсоров или политических лидеров, которые смогут реализовать
предложенную национальную идею на основе Векторной Теории Политических
Технологий в Социальном Едином Возрождении Украины.
"Каждый, кто честен, встань с нами вместе!"