Философия медицины и политики
ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА - ОСНОВА ФИЛОСОФСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
Машихин Юрий Павлович

В настоящее время связь между медициной и политикой просматривается лишь в том скудном финансировании, которое здравоохранение получает от государственных политиков для физического оздоровления общества и для зарплаты медикам, которой не достаточно для человеческого благополучия.
Автор предлагает рассмотреть эту взаимосвязь и проблемы взаимоотношений внутри общества и государства не изнутри, а несколько «сверху».
Для этого придется вспомнить изречения одного из семи греческих мудрецов Филона: «Если хочешь познать мир, то познай сначала себя» (кстати, чем и занимается медицинская наука). А древнеегипетские мудрецы утверждали, что «все в мире подобно: как вверху, так и внизу; как снаружи, так и внутри».
Особенно явно последние подобия наблюдаются в государстве, обществе, семье. Можно привести многочисленные примеры из нашей жизни.
Определим, в чем же сходство, какие черты делают подобными медицину и политику.
Когда человек здоров и все его органы, системы функционируют нормально, то человек не замечает этого и даже не задумывается, перегружая организм, не заботясь о сохранении своей жизненной оболочки, не чувствует работы сердца желудка, кишечника и различных органов и систем, обеспечивающих гармоническую их работу. Но нарушение функционирования какого-либо органа дает сразу же о себе знать. И тогда человек начинает думать и считать себя чуть ли не специалистом по конкретному заболеванию. Эти факты хорошо известны медикам.
В нормально функционирующем государстве люди так не ощущают, не интересуются и не задумываются о политике, которая и обеспечивает функционирование элементов и государства в целом. А эти факты вам известны из своей жизни, а также на примере других благополучных ранее государств, где и сейчас происходят сбои в функционировании и, следовательно, в жизни общества.
Теперь объединим эти известные факты тождественным подобием здоровье человека, как нормально функционирующий механизм, и политику, обеспечивающую нормальное функционирование государства.
Такие аналогии (подобия) вроде бы не очевидны, но если призадуматься, то это станет неоспоримым фактом.
Пример из научной практики, ставший классическим.
Первые пароходы в начале XIX века были с кирпичными трубами, а когда было предложено заменить их железными трубами, то эту идею встретили «в штыки». На практике оказалось, что они прочнее и долговечнее и их применяют более 200 лет.
Поэтому многое, если не все, зависит от точки зрения, от способности увидеть новое в известной информации, от мировоззрения специалиста в конкретной области знаний. Если специалист разбирается в одной только области, то он – «одномерный» специалист и он ничего не может увидеть, не выходя за рамки своего предмета.
Наша жизнь заставляет нас призадуматься (ведь раньше нас учили не думать), почему мы так живем, почему некогда цветущая Украина вышла на обочину цивилизации, почему постепенно вымирает и никакие усилия медиков не помогают остановить этот процесс.
Поэтому я считаю, что присутствующие здесь медицинские научные работники стали в какой-то мере и специалистами в политике, т.к. на себе ощущают недостатки в функционировании наших политических органов на разных уровнях. (Слово «Политика» здесь и далее используется, как система знаний, обеспечивающих функционирование для достижения цели.)
А проблемы зарождения нового государства сравнимы с рождением человека, его становлением, развитием культуры, воспитания, образования. Поэтому эти проблемы должны быть ближе и понятнее именно медикам, склонным к размышлениям о Человеке, Природе, Обществу, знакомым с философскими основами восточной медицины и других знаний.
Прежде чем перейти к более детальному анализу подобия медицины и политики вспомним основные положения восточной медицины с отображением взаимосвязей элементов и систем для человеческого организма и в Природе, которая по философским учениям состоит из пяти первоэлементов (теория У-СИН). Эти взаимосвязи показаны на рис. 1.
Схемы взаимодействия органов и систем человека (возбуждения сыновнего и торможения от внучатого органа) известны и подтверждаются многовековой практикой лечения методами восточной медицины. Анализ рис. 1 показывает подобие функций элементов и систем, находящихся на одинаковых направлениях, причем в некоторых случаях это настолько очевидно, например, Почки – Вода, а в других это подтверждается и осмысливается с новым взглядом на соотношение функций человеческих органов и элементов Природы. Почти без сомнений воспринимается аналогия Земля и Желудок с функцией “переваривания “ и обеспечения энергией от пищи. А пара Сердце и Огонь (или Свет) обеспечивают жизнеспособность организма, как движущая и жизнеобразующая силы. Интересная аналогия имеется между парой Дерево и Печень, функция которой очищение и выработка новых веществ (кислород и кровь соответственно) для обеспечения жизни всего организма (Природы и Человека). А если учесть, что система Печень ответственна за весь комплекс нервно- психических функций, то уже это сравнение заставляет задуматься о назначении растительного мира на Земле. На рис. 1 также видна связь пары Легкие – Драгоценный металл с парой Дерево – Печень, подчеркивая известную истину, что деревья – это Легкие нашей Природы, без которых она, как и человек, умирает. На этом этапе уже достаточно пищи для философских размышлений о судьбах Природы и Человека на планете Земля.
Автору удалось увидеть и отобразить аналогию между рассмотренными функциями и функциями государства как системы, состоящей из элементов и находящейся в Природе. Это аналогия более высокого порядка - аналогия между аналогиями.
Первая пара Желудок- Земля практически напоминает функцию Экономики в государстве, обеспечивающей его жизнеспособность.
Пара Сердце – Огонь - это движущая сила, приводящая в движение кровь (носитель энергии) следует тождественно приравнять к Политике, как элементу государства, приводящая в движение денежное обращение.
Французский философ Клод Гельвеций впервые сравнил (“ О человеке” 1779 г.) кровообращение человека с денежным обращением в государстве.
Далее покажем элемент государства - Общество, который является подвижным текучим, как Вода, принимая форму той Идеологии и права, законов и норм поведения, которые имеются в каждом государстве.
И если в государстве нет никакой идеологии (“Жодна ідеологія не є обов’язковою” - ст. 15 Конституции), то и Общество является аморфным и не имеет никакого потенциала.
Остается последний и главный элемент государства, с которого оно начинается – это Человек ( точнее, Личность, обладающая Сознанием. Умом, Совестью, Словом, отличающих его от биологичесх существ. мотивацией побуждений). Нет Человека – нет Общества и Государства. Отсюда вывод: каков Человек – такое Общество, Государство.
На рис. 2 Человек находится на том же луче, где находятся Дерево и Печень. И именно эти функции (Очищения, выработки новой Информации) предопределяют функции, которые выпали Человеку в экологической системе Человек – Государство – Природа.
Разработанная модель внутригосударственных отношений может служить инструментом их анализа, построения политической системы, принципов внутренней политики, построения функциональной структуры власти и т.д. Автором разработано более полусотни тем по проблеме “Государственное строительство”, которые могут представить интерес для любого государства. Эта теория может быть также інструментом для анализа в гуманитарных и общественных науках. Разработки послужили основой для разработки курса “Векторная политология”, которая позволит увидеть и отобразить отношения на бумаге, и построить то государство, общество, которое соответствуетдостигнутому уровню развития. Разработаны компьютерные тренинги для разработки и оценки моделей государства и структуры политической системы, которые предлагает слушатель (или партия), с указанием противоречивости и нежизненности этих моделей.


Юрий Машихин

Rambler's Top100

Hosted by uCoz