ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: РЕАЛИИ И НАУЧНО- МЕТОДО-ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: РЕАЛИИ И НАУЧНО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Машихин Юрий Павлович

Человек - существо социальное и только в обществе он может получить свое развитие и самореализацию. Вне общества, как и вне законов человеческого развития, регулирующих жизнь общества, человек обречен лишь на самовыживание. Человек за “коном” (за кругом ), разрешенных взаимоотношений должен подвергаться мерам общественного воздействия, либо в пенитенциарных учреждениях.
Эти общеизвестные определения подводят к сути проблемы.
Право - это область разрешенных законами поведения человека, а поведение, как известно, определяется словами и делами человека. В свою очередь, поведение человека может быть осознанным, осмысленным, мотивированным, либо без этих качеств, но в любом случае оно должно подпадать под действие общественных законов.
Законы правового общества должны быть основаны на морали, и cоответствовать идеологии и менталитету членов, составляющих конкретное общество, нацию, государство.
Поэтому в государстве, в котором никакая идеология не обязательна, либо отсутствует цель его создания, нельзя сформулировать и ограничительные пределы, области, права правила взаимодействий и меры пресечения в случае их нарушения человеком. Законы, заимствованные из других государств, как показал опыт, не работают.
Таким образом, права человека напрямую связаны с идеологией, как наукой мышления (idea - лат. - мысль, продукт мышления; logos - греч.- наука, учение, закон и т.д.), и с моралью человеческого общества на конкретном этапе его развития.
Основы моральных принципов могут быть сформулированы по-разному. Их может инициировать:
личность (Президент, Учитель);
общество (общественные институты);
правящие органы (политики);
экономика с ее ресурсным потенциалом (капиталом)
также оказывает влияние на моральные устои в обществе.
При устоявшихся моральных принципах формируется идеология, которая может быть принята как государственная.
Государственная идеология может быть представлена как совокупность:
идеологии политической, на основе которой разрабатываются права политические, в т.ч административные и государственное устройство, обеспечивающее достижение целей государства;
идеологии гуманитарной, основанной на человеческой морали, служащей, в свою очередь, основой для прав (законов) человека, определяющих дозволенные межличностные, экономические и социальные отношения;
идеологии экономического развития, основанной на принципах человеческой морали, и вытекающих из нее экономических законов (кодексов);
идеологии социального развития, на основе которой разрабатываются общественные законы (кодексы семейные, гражданские, уголовные и др.)
Для полноты отражения взаимоотношений человека следует рассматривать также и экологическое право (законы, кодексы), основанное на идеологии взаимосвязи человека и природы.
При диалектическом подходе к проблеме следует иметь ввиду, что идеология и основанные на них права могут оказывать влияние на человека, экономику, общество, и государственное устройство и, конечно, на экологию, окружающую среду.
Поэтому разработка моральных принципов должна быть в ранге политики идеологической - в основном смысле значений этих слов, ставших нарицательными и отпугивающими. Политика - как функциональная деятельность для достижения цели - должна быть направлена на развитие моральных принципов и идеологии развития и экономического и социального партнерства личности в государстве.

Поэтому рассуждать о правах человека до тех пор пока нет обязательной для государства идеологии и морали - это как минимум - безпредметно. (“Искать черную кошку в черной комнате, когда ее там нет”).
Наиболее полно права человека (а скорее - ограничения возможного его поведения) могут быть отображены в отношениях с органами власти (политическое право) в социальном и экономическом партнерстве (социальные, экономические и политические права). Все эти социальные, экономические и политические права должны быть прежде всего осознаны человеком и реализованы через “фильтр” его совести, как моральной ответственности за свое поведение (т.е. его слова и дела).
Таким образом, человек (личность), наделенный правами в обществе, предполагает наличие у него таких качеств, как сознание, совесть, ум (интеллект) для накопления знаний, опыта и культуры человечества, язык, как средство общения, познания, мотивация побуждений, формируемых воспитанием. Такие качества, как зрение, слух, являются самыми глаными в познании окружающего мира (до 85%) и в формировании мировоозрения.
Без этих понятий и философских категорий и качеств человек имеет лишь внешнюю форму, находясь на уровне биологического существа. Поэтому человек должен иметь право на физическое здоровье на всех этапах его развития.
В нашей реалии имеются права человека, провозглашенные в Конституции, но остаются на уровне лозунгов, поскольку отсутствуют условия и соответствующие институты для их реализации.
Для более осмысленного и логически обоснованного восприятия всех факторов и условий, определяющих права человека во взаимоотношениях с органами власти ("Политика"), в "Обществе", "Экономике", предлагается векторная модель этих отношений, в которой показаны элементы:
“Человек” (личность) - с его сознанием, совестью, умом, зрением, слухом, словом, мотивацией побуждений и здоровьем;
“Идеология и право” - мораль, мировоззрение,вера, религия, знания и другие аспекты знаний и информвции;
“Экономика” - ресурсы и средства производства, экономический потенциал
(капитал);
“Общество” - нация с ее культурным и духовным потенциалом;
“Политика” - органы правящей власти, функционирование для реализации поставленных целей;

 
Рис. 1

Из приведенной на рис.1 схемы (модели) видно, что
вектор “Право => Человека” имеет начало (источник, или субъект) из луча пентаграммы “Право” и направлен на развитие, формирование, осознание их “Человеком” ( в данном случае - объект).
Аналогично читаются и другие векторы.
Например, “Политика => Гуманитарная” направлена на формирование и воспитание “Человека”, а “Политика => Идеологическая” направлена формирование и разработку принципов идеологии и соответствующих им законов.
Тогда верхняя часть этой модели выражает мысль, что “Политика Гуманитарная” способствует осознанию “Права Человека”, разработанных “Политикой Идеологической”.

Из схемы становится таже очевидным, что вектор “Права => Человека”, как и сами права, “повиснут в воздухе”, если отсутствуют или разорваны связи “Человек” - “Экономика” (Человек => Экономический, развивающий и работающий на экономику) или отсутствует вектор “Экономика => Человеческая”, т.е. для блага “Человека”.
Если отсутствует "Идеология и право Экономическое”, то экономика уходит в виртуальное, “теневое” пространство. При этом нарушаются, точнее, отсутствуют и права человека в государстве, отсутствует возможность накопления экономического потенциала (капитала) в государстве.
“ Идеология => Экономическая ” может быть реализована только через осознание ее “Человеком” и “Обществом”. Лишь тогда “идея становится реальной силой”.
То же самое можно сказать и о реализации вектора "Права => Политические", “Права => Общественные ”, которые основаны на общегосударственной идеологии. Осознание “Человеком” этой идеологии и прав позволит стать “Человеком =>Политическим”, т.е. политически активным, грамотным гражданином.
Для более полного освещения проблемы “Человек” и “Право” можно указать и вектор “обратного” направления (не противоположного, но совершенно другого по смысловому содержанию).
“Человек правовой”, т.е. развивающий идеологию и право. К этой категории лиц можно отнести юристов, судей, адвокатов, учителей и проповедников, носителей знаний и др., людей,развивающих и реализующих идеологические, правовые и моральные аспекты поведения человека в обществе.
В заключение следует отметить, что проблема “Права => Человека” - это комплексная проблема и в каждом государстве она может решаться по-разному, не нарушая его человеческих прав и достоинств, способствующих его самореализации.
Права, осознанные человеком, как важнейший конституционный принцип гуманитарной политики во внутригосударственных отношениях, основаны на идеологии экономического, социального и политического развития и являются мерой их взаимного гармонического социально-экономического и политического партнерства личности в государстве. ("Человек - есть мера всех вещей" - Протагор)
Путей для этого много, но они начинаются с первого шага: формулирования цели развития общества, государства и принципов внутренней политики. Эти проблемы и возможные пути (технологии и модели) более подробно рассмотрены в трудах автора по “Векторной теории политических технологий” или “Новая система отображения и анализа внутригосударственных отношений”. В них рассмотрены структурно-функциональные модели различных типов государств, в которых вектор "Права => Человека" является скрепляющим, осевым стержнем, благодаря которому сохраняется целостность государства.
Рассмотрены различные теоретические варианты моделей государств без элементов "Человек", Право", которые подтверждаются историей различных времен и народов.
Это могут быть или были:
* диктатура в "чистом" виде на уровне рабовладельческих и феодальных государств без "Человека" (личности) и без "Прав";
• государство идеологическое, но без "человеческого фактора", т.е. без осознания их, прав и без ответственности за свое поведение (слова и дела);
• государство без идеологии, без прав, что может привести к правовому безпределу.


Подпись Ю.П.Машихин

Rambler's Top100

Hosted by uCoz