ЧЕЛОВЕК ГОСУДАРСТВО ПОЛИТИКА
ЧЕЛОВЕК ГОСУДАРСТВО ПОЛИТИКА

С чего начинается государство?
Юрий МАШИХИН

В нашем, как принято считать, цивилизованном обществе, на все случаи жизни разработаны технологии: от хлебопечения до изготовления и запуска ракет; от выращивания зерна до клонирования животных и, возможно, человека. Только отсутствует технология строительства внутригосударственных отношений, отсутствует всеобщая теория государства. Автор Векторной Теории Политических Технологий, Машихин Юрий Павлович, делится мыслями, подтолкнувшими на разработку этой теории, приглашает в порядке эксперимента принять участие в составлении технического задания на проектирование внутригосударственных взаимоотношений. Хочется ответить простыми словами из песни о Родине: "... с картинки в твоем букваре". Но... к сожалению, нет ни картинки, ни того политического букваря, в котором бы научили, с чего начинать и как строить государство. Есть институты государства и права, академии государственного управления, но нет теории государственного строительства, ибо каждая теория, претендуя на научность, должна начинаться с гипотезы, затем постулаты и аксиомы, на которых строится теория и практика. Такой подход, принятый в естественных науках, отсутствует в политике, как деятельности органов государственной власти, так и в политологии - молодой науке, стремящейся политику поставить на научные рельсы. Учебники по этому курсу растут, как грибы после дождя, на всем постсоветском пространстве, но все они похожи как капли воды: в них есть история, философия, элементы правоведения, но как строить и на каких принципах новое государство -- этого нет, не говоря о том, как им управлять. В одном из таких учебников "Политология" (вып. МГУ им. М.В.Ломоносова, М. 1997г. "Зерцало") д.юр.н. Марченко М.Н. объективно оценивает ситуацию, проводя исторический анализ государственного строительства в России, утверждает, что такой теории не было ни сто лет, ни двадцать, ни десять лет тому назад, что политология, как наука, еще не состоялась и находится в стадии становления и целиком является вотчиной историков, философов и юристов. К этому лишь можно добавить, что само поле деятельности политиков является вотчиной совершенно иных людей и в эти вотчины никто посторонний не вхож. А пока "нет книги или исследований по всеобщей теории государства и тем более учебника" ("Правоведение" 1989г. № 5, с. 12). Такая оценка развития политологии на постсоветском пространстве - если не полная расписка в отсутствии теоретических и практических результатов, то заставляет задуматься о путях развития политологии, о поиске новых подходов в этой молодой науке. Из анализа международных конференций по проблемам науки о политике создается впечатление, что организаторы владеют проблемой на высоком уровне, а собирая международную общественность, оценивают уровень подготовленности приглашенных по этой проблеме и выдают информацию мелкими дозами, чтобы не потерять приоритет, и влияние в мире, зная, что владение информацией - это владение миром. Развитие проблем государственного строительства бурно началось в США с развитием компьютерных технологий и кибернетики в середине 50-х годов. Советские же философы даже в 1989 году утверждали (ВНИИСИ АН СССР, М. ,октябрь 1989г.), что Н. Винер не распространял свою теорию об общих принципах управления (кибернетику) на общество. Таким образом, мы "благополучно" пропустили мимо генетику, кибернетику, компьютерную технологию, а к политическим технологиям, основанным на научных принципах, еще даже не подошли. Так наше мировоззрение, формируемое общественными науками, может тормозить развитие научно-технического прогресса и самих общественных наук в определенных направлениях. Возможно, что именно это имел ввиду Президент говоря на сессии ВР, 12 мая 1998г., что "нам никакая идеология не нужна". Но человеческое общество без идеологии может быть уподоблено стаду разных животных, борющихся в джунглях за выживание и место под солнцем, либо стаду овец, ведомых на заклание. Выживание человечества и цивилизации в целом возможно лишь при наличии идеологии, соответствующей или опережающей уровень общественного сознания. Поэтому идеология - это одна из составных частей государственного устройства. Наличие государственной идеологии отличает государство от примитивных форм правления: первобытно-общинного, рабовладельческого и также от монархического. Но одной идеологии мало для функционирования и выживания государства. Должны быть еще три составляющих: развитая экономика; развитое общество (как совокупность науки, СМИ, культуры и искусства, воспитания и образования, труда и отдыха, физической культуры, охраны здоровья, репродукции здорового поколения и защиты от нарушений функционирования); и достаточно гибкая (в терминах теории управления) политика властных структур для обеспечения динамического равновесия в пределах установленных законов. Лишь одна из указанных составляющих имеет солидное теоретическое обоснование с законами развития экономики, изложенными в "Капитале" К. Маркса. Но, к сожалению, не всегда и эта теория принимается во внимание. Теория развития общества у нас отсутствует. Социология возникла, скорее, как социометрика, для анализа общественных процессов и их восприятия человеком, как инструмент для принятия решений политиками, но законы развития общества в ней не сформулированы. Поэтому перестройка, затеянная с благими намерениями, но без целей и программ привела к подъему неуправляемого духовного потенциала общества, "президентомании" и крушению уже неуправляемой империи. как карточного домика. Политическая теория находится в стадии становления, поэтому приходится за большую плату пользоваться чужими законами. Законы, взятые из других стран, не будут функционировать в обществе, где другой менталитет, образ мыслей и поведение, другое воспитание и мировоззрение. Поэтому законы, выписанные из-за океана, у нас не работают, либо дают отрицательный результат для нас, а деньги на них потрачены впустую. А в самой политике, как деятельности государственных органов управления, пока не просматриваются ни элементы теории управления, ни системного подхода к самому управлению государством. Эту проблему нельзя сравнить ни с управлением автомобилем, самолетом и т.д. Она гораздо сложнее. Несмотря на это, в политику рвутся все, кому не лень или кому нужно получить иммунитет и неприкосновенность от правоохранительных органов. Отборов кандидатов по знаниям, опыту и профессиональным признакам и здоровью не проводится, как например, это делается по отбору летчиков в космонавты. И это тоже является следствием того, что мы сегодня имеем. Ибо "душа втіляється у тілі, а розум - у ділі", а также живем без Бога в душе и без царя в голове. Бог в душе - это совесть, образно говоря, "искра божья", воспитываемая в семье и коллективе, а царь в голове - это разум, т.е. анализирующий ум, внутренний цензор.
Политика как деятельность в настоящее время сводится лишь к искусству сбора непомерных податей в разные фонды или "взносов" в мафиозные структуры или пирамиды. И пока не сказано ни слова о Человеке, как главной и определяющей составной части любого государства. Без Человека нет общества, а значит, и нет государства. По отношению к человеческой личности можно говорить о лице государства. Поэтому поиски "гуманного" социализма или капитализма "человеческим лицом" уже говорят о недостаточности так называемого "человеческого фактора" во внутригосударственных отношениях, т.е. во внутренней политике. О том, что "у нас нет теории общества и теории человека" академик Н.М. Амосов утверждал еще десять лет назад (Лит. газета 1988г., № 40). Однако, теории человека зарождались с осознанием себя человеком и осознанием результатов, анализа и обобщения своих действий и мыслей. Наибольшее развитие теория человека получила в восточной и индуистской философиях и религиях. Но эти теории не укладывались в прокрустово ложе марксистской материалистической философии, вольной от бога и поэтому у нас они не изучались и даже были под запретом. То, что человек является существом психо-энергетическим, духовным, современная наука сейчас не берется отрицать, но утверждать пока не намерена, т.к. нет приборов, которые могли бы измерить энергию всех видов, включающих энергию мысленных посылок, а не только энергию словесных вибраций или физических усилий человека. А можно ли измерить психологический климат, творческую атмосферу или, наоборот, агрессивную атмосферу, которую создают, очевидно, люди, хотят они того или нет, зачастую бессознательно? - Вряд ли это возможно. Зато мы можем измерять давление в "атмосферах". Кстати, слово "атмосфера" - полиязычное и на многих языках мира звучит одинаково. Оно происходит от древнего санскритского языка "атма" - душа и "сфера"- окружение, среда. Дословный перевод - "сфера душ" или душевное ( духовное окружение совпадает с основными понятиями индуизма о душе, духе, духовной энергии. (Заметим, что и диалектика Гегеля перекликается с индусскими Ведантами). А теперь проанализируем, во что мы превращаем нашу среду, сферу обитания, без которой и минуты не можем прожить, один из источников нашей жизни: в поле насилия, брани и бранной энергии слов, в скопище выхлопных газов и отбросов. Это тема для особых размышлений о человеке. Здесь уместно также напомнить слова Ф. Энгельса о том, что "человек - то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию самой себя".
Закончив краткий экскурс в философию и этимологию, можно сделать вывод на современном научном языке, что человек - это генератор энергий: физической, психосоматической и ментальной энергий, а все процессы, связанные с человеком, обществом носят информационно-энергетический характер, причем, мерой воздействия или количеством накопленной энергии является сам "человек - как мера всех вещей" (как говорили древние). После анализа состояния нашего государства и его составных элементов, взаимодействие которых и определяет внутреннюю политику, приходим к следующим выводам: идеология, в т.ч. политическая, определяющая, что и в какой последовательности строить, отсутствует; политика, как наука еще не состоялась, и нет всеобщей теории строительства государства требуемого типа, соответствующего менталитету и устремлениям нашего общества; само же общество находится на грани выживания при духовном потенциале близком к нулевому; экономика разрушена, а то, что еще "шевелится" и где-то зарабатываются деньги, работает на оплату импортных товаров, кредитов, а деньги, как мера и носитель потенциала экономики, перекачиваются за рубеж. Словом, страна находится не в кризисе, а в коллапсе. И пора это осознать своим разумом. Каждый должен осознать, кто я (мы), для чего я (мы) и осознать, что только объединив усилия разума, мы можем выйти из коматозного состояния, иначе полный распад или неуправляемый взрыв. "Я, Ты, Он, Она - вместе целая страна…" - я бы оптимистично ответил на поставленный в заголовке вопрос. Если читатель осознает и поддерживает в общем известные истины и согласен с гипотезой, что все процессы в природе и обществе являются информационно-энергетическими и в обществе они реализуются через человека, не возражает против аксиомы (постулата), что тип государства и его внутренняя политика - это совокупность взаимоотношений составных элементов: Человек - Общество - Экономика - Политика - Идеология, то теперь можно переходить к составлению технического задания на проектирование внутригосударственных отношений, т.е. внутренней политики, на основе Векторной Теории Политических Технологий. Для этого нужно заполнить, подумав, опросный лист и направить его в редакцию. Результаты анализа и обобщения после обработки будут опубликованы. Не упустите свой шанс участия в эксперименте! Желаю успехов в выборе того, что сами себе пожелаете!
Юрий МАШИХИН - Автор Векторной Теории Политических Технологий

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz