Концепция национальной идеи
Концепция национальной идеи
Юрий МАШИХИН


Точный глоссарий - важнее придуманных законов


На рубеже 3-его тысячелетия многие историки, философы и юристы обращаются к поискам национальной идеи, и начинают искать ее на этапе начала развития цивилизации, т.е. истоки развития, но не саму «идею», которая означает в переводе с греческого - мысль, продукт мышления. Возникает естественный вопрос, почему ищут идею, т.е. мысль в прошлом, когда экономика, общество, государство, наука и культура соответствовали тому уровню развития. Подобного рода исследования - это получение знаний в виде различной исторической информации, интересной для анализа и извлечения исторических уроков прошлого, чем и занимаются историки (hi(s)story). Юристы занимаются проблемами настоящего (поиски истины - в переводе с латинского языка). А вот философия должна бы не только объяснять, но и генерировать новые мысли, идеи, которые, как показывает исторический опыт, имеют обыкновение приближать, притягивать события, которыми человек «отягощен» в настоящем времени. За рубежом это специализация футурологов (future - будущее) и фантастов. Отечественные гуманитарии усердно заняты поиском «национальной идеи» в далеком прошлом, которое можно также «притянуть», вернувшись на уровень рабовладельческого и феодального строя. Отсутствие национальной идеи о будущем страны и цивилизации, грозит застоем мысли, а значит и действий, с последующим развалом, как это уже произошло в недавнем прошлом («эпоха застоя», «перестройка» без конечных целей и программ). Поэтому необходима новая идеология и система мировоззрения (что этимологически не одно и то же), способствующие осознанию и установлению взаимосвязи Человека, Государства, Природы (religare - лат. устанавливать связь), по человеческим, государственным и естественным законам.
А пока в настоящее время нет никаких новых идей и платформ, вокруг которых могли бы сплотиться прогрессивные силы Украины, а само слово "идеология" стало нарицательным, если не ругательным, и как заявил один PR-щик: идеология - это пережиток прошлого Х1Х и ХХ веков.
Есть только слова, под которыми каждый понимает все, что ему нужно, порой пытаясь в абсурдное словосочетание "воткнуть" глубокий, доступный только ему философский смысл, в то время как остальное общество либо шокировано им, либо понимает что-то иное.
Таковы, например, термины: "свобода совести", возведенная в ранг Основного закона в 1936 году (комментарии излишни) и вошедшая в словари в 1978 году; печально-знаменитая "экономика экономная"; на замену ей пришла "рыночная экономика". Этот термин безадресный и ничего не характеризующий, т.к. рынок - это среда и форма существования любой экономики. При переводе с иностранного (marketing economic) произошла подмена, точнее "обрезание" понятия науки маркетинга до базарного уровня "купи-продай", и превратило всех в "рыночное общество" и "рыночное государство". А человек, воспитанный на "свободе совести", в условиях "рыночного государства" может без зазрения совести делать все, что хочет, а опытный адвокат защитит его даже от Уголовного Кодекса.
90% всех разногласий между людьми, партиями в обществе могут быть разрешены, как сказал один народный депутат, если стороны договорятся об определениях и понятиях, а не то, что каждый подразумевает.
В это сложное для Украины время пришла пора объединить все прогрессивные и патриотические силы, желающие принять участие в строительстве могучей и процветающей державы. Необходимо сформулировать такие морально-нравственные и духовно-культурные ценности и цели, которые станут центральным принципом деятельности правительства, парламента в течение 2-3-х десятилетий, выполняя задачу построения человеческого общества в Украине.
Слепые поиски словесных формулировок, лозунгов, как показал многолетний опыт, ничего не дали народу, обществу, государству, вплоть до того, что никакая идеология не является обязательной в нашем государстве. (Конституция, ст.15: Жодна ідеология не є обовязкової).
Кстати, слово "идеология" имеет еще и прозрачный открытый для понимания смысл (идея - мысль, продукт мышления; логия - наука, теория) - т.е. наука мышления. Сейчас многие научные работники ставят вопрос о воспитании и развитии с самого детства экономического мышления, экологического. Вопрос об отсутствии политической элиты, способной к стратегичному политическому мышлению в масштабах государства, провозглашен в тезисах одной известных украинских партий. Т.е. и научные работники, и политические деятели подтверждают необходимость нового мышления (вспомним этот термин в начале перестройки), но методологически этот вопрос пока не был обеспечен.
Автором разработана новая система отображения и анализа внутригосударственных отношений под названием Векторная Теория Политических Технологий (А.С. ГААСП Украины серия ПА № 1448 от 07.07.98), в которой векторное мышление представлено как метод исследования и анализа в гуманитарных и общественных науках. Так, векторное мышление поможет увидеть (в плоскости или объеме) комплекс отношений внутри государства, общества, а также взаимодействие общественных и гуманитарных наук. Доклад на эту тему проведен на Международной конференции в Украинской Академии державного управления при Президенте Украины 30.05.2000 года (секция II, п.70).
По разработанной методологии можно определить и назвать элементы национальной идеи, которая может стать центральным ядром программы партии или принципов внутренней политики на разных этапах строительства государства.
В заключение назову лишь элементы (доктрины) национальной идеи: моральность, гуманизм и культура с целью построения человеческого (гражданского) общества. Государство, как высшая ступень организации общества, должно служить и способствовать реализации целей и задач, стоящих перед обществом.
В каждом цивилизованном государстве эти элементы присутствуют в различных сочетаниях (возможное число - 8) и они закреплены либо в конституциях, морально-правовых нормах и в бюджетах, в которых определены приоритеты элементов национальной идеи. Экономика и Политика (с соответствующими доктринами), реализующие эти цели увеличивают разнообразие типов государственных устройств в 4 раза, а включение среды обитания (Природы) как элемента, государственности увеличивают до 64-х вполне гармоничных типов государств. Количество всех возможных типов государств колеблется от 184756 до нескольких миллионов.
Данные гуманистические предложения и мысли (идеи) в принципе известны очень давно, но в прелагаемой теории они структурированы с помощью векторов (открытие середины ХХ века) и позволяют увидеть их взаимодействие. Нельзя построить здание, не увидев его в проекте, на бумаге, так и вслепую же строительство здания, как и государства, невозможно.
Автор предполагает, что эти предложения могут послужить лакмусовой бумажкой, которая выявить истинно патриотически настроенных политических, общественных и духовных лидеров, вокруг которых будет выкристаллизовываться программы партий, принципы внутренней политики, парламентское большинство и другие вопросы государственного строительства, включая концепцию социальной безопасности. Эти разработки могут стать достоянием общества и государства, а виртуальная Академия может быть воплощена в реальность, создав при этом условия для реализации замыслов спонсорам и заинтересованным лидерам.
В перспективе возможна работа Академии и в режиме дистанционного обучения, но это будет, очевидно, дороже.
Автор ищет спонсоров или политических лидеров, которые смогут реализовать предложенную национальную идею на основе Векторной Теории Политических Технологий в Социальном Едином Возрождении Украины.
"Каждый, кто честен, встань с нами вместе!"

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz