ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И … КУЛЬТУРА
ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И … КУЛЬТУРА

Юрий МАШИХИН

(Для тех, кто не разучился думать)


Искушенный читатель, прочтя заголовок, сразу сообразит, что между ними нет связи в нашей действительности и будет трижды прав: "культура" практически сведена в к нулю в бюджете, в реальности и даже в мыслях пока не претендует на уровень значимости первых двух понятий.
Заметим, что в США, например, вопросы охраны и развития культуры по значимости внимания в государственной деятельности занимает третье место после борьбы с коррупцией и наркобизнесом.
Для того, чтобы доказать справедливость и необходимость связи между этими понятиями, обобщим и проанализируем каждое из них в отдельности.
Власть -- это не только право и возможность (по Н.А.Бердяеву - это обязанность!) управления государством. С другой стороны, можно рассматривать власть, как средство реализации политики, где политика, в свою очередь, -- это функциональная деятельность для достижения поставленной цели. Формы проявления власти могут быть, как общеизвестно, различны.
Бизнес в современном капиталистическом мире -- это не только источник личного обогащения, но и дело, работа, предпринимательство в разных формах проявления: частный, государственный, мелкий, средний, коллективный и др. Другими словами, бизнес -- это средство развития экономики в различных формах.
А что же такое культура, для чего и кому она нужна, если нужна, конечно? Толковый словарь С.А.Ожегова раскрывает нам эту тайну. Культура -- как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении может быть рассмотрена как "культивирование" в обществе, т.е. передача накопленного опыта молодому поколению, обществу в целом.
В таком аспекте культура предстает как средство развития личности и общества, определяя при этом уровень его цивилизации. Таким образом, пользуясь методом обобщения приходим к выводу, что власть, бизнес и культура -- являются с р е д с т в а м и реализации или развития политики, экономики и общества соответственно.
Из истории развития государств известно, что мощь и благополучие государства держатся на трех "китах": Экономика -- Общество -- Политика, начиная с рабовладельческих государств, до современных типов демократических и тиранических форм власти. Взаимодействие их можно представить в виде треугольника, во внутрь которого поместим треугольник средств воздействия на указанные выше элементы государственности ( рис.1)
Отсутствие лишь одного элемента в контуре приводит к гибели государства, а если нет двух или трех элементов (т.е. бездействуют), то нет и государства как такового.
Уровень цивилизации определяется комплексным показателем -- индексом человеческого развития (ИЧР -- по методике ООН), в котором учитываются экономические показатели на душу населения и уровень культурного развития общества. По ИЧР ООН Украина находится на 95 месте и только уровень ранее полученного образования не относит нас на 133 место в мире.
Культура -- как средство развития общества понятие многоплановое, многогранное и можно систематизировать их перечень "снизу доверху", т.е. с самого основания, с самого начала, фундамента, о котором уже стали забывать:
1. Физическая культура и воспитание, с которого начинается здоровая нация; это основа физической работоспособности, это гармония; эргономика и новое течение "body building" (построение фигуры, тела) - содержат в своей основе элементы физической культуры.
2. Культура семейных, половых отношений или, как принято сейчас говорить, - гендерных отношениях, которые, очевидно, включают и родственные (генеалогическое дерево) связи. Здесь закладываются основы демографической, гендерной политики, включая воспроизводство здорового поколения.
3. Культура и пропаганда ("культивирование") здорового образа жизни, работы, отдыха, питания, обеспечивающих запас жизненной энергии, долголетия и иммунитета от всех болезней. Отсутствие вышеуказанных видов культур обрекает нацию на вымирание.
К более высоким видам культуры можно отнести следующие виды.
4. Духовная культура включает в себя: воспитание и образование, литературу и искусство (иначе -- духовная пища), которые формируют человека как личность, определяют настрой и эмоции, мотивацию побуждений человека, без которых он обречен на бездуховную жизнь (биоробот).
5 .Культура общения в обществе: язык, речь, слово - как средство передачи информации, опыта, знаний; умение слышать и видеть - также элементы культуры, о которых упоминают реже, но именно они способствуют формированию мироощущения и мировоззрения личности, без которых человек, по определению некоторых, остается "биосоциальным существом" или "gomo speaker" -- (человек говорящий). Однако, имеется более развитый уровень культуры общения и взаимопонимания, который является основой для более высокого уровня культуры и о котором практически не упоминается в общественных науках.
6. Культура мышления (idea -- лат-- мысль, продукт человеческого мышления, логического построения и т.д.). Культура мышления должна подразумевать и гармоническое развитие естественно-технических, и гуманитарно-общественных наук. Причем, сам процесс мышления следует уподобить, т.е. сравнить , с ментальной пищей человека. Но можно ли говорить о гармоничной культуре мышления, если достижения науки используются против Человека, Общества и Природы; если технический прогресс уничтожает среду обитания, а "диссиденты" (инакомыслящие) от науки -- изолированы. В порыве откровения один из народных депутатов открыл на страницах газеты "Голос Украины", в общем то , справедливую истину, что "нас учили не думать". Поэтому, очевидно, что "homo minding" (человек мыслящий) еще пока не состоялся и проблему развития культуры гармонического мышления предстоит еще решать. В настоящий момент -- это проблема выживания человеческой цивилизации на планете. Однобокое развитие одного или нескольких типов из указанных культур приведет к дисгармонии в развитии как человека, так и общества, что также подтверждается древней и новейшей историей. Результатом реализации указанных видов, типов и граней культур и осознанных личностью, можно считать появление полноценного "homo sapiens". Так, путем элементарных логических рассуждений подчеркнута не только важность, но и роль культуры как средства построения и развития цивилизованного общества.
Человек не может в одиночку решать крупные проблемы в цивилизованном обществе. Именно поэтому он должен объединяться в определенные общественные структуры (общины, творческие коллективы, предприятия, объединения и т.д.) для выполнения поставленных целей.
А государство -- это высший способ организации человеческого общества, если сформулированы цели или принципы внутренней политики. И если государство не видит, или не выполняет своих функций, отрицая необходимость развития культуры, то общество может оказаться на дне цивилизации. Отсюда ясно, почему в цивилизованных странах, таких как США, Япония и др., вопросы развития культуры решаются наравне с проблемами политическими и экономическими. На этом можно было бы и закончить доказательную часть, но возвращаясь к рис.1, можно отметить, что наиболее благоприятный вариант, когда власть, как средство реализации политики, принадлежит Первому Лицу (через госсаппарат, реализующий политику); бизнес способствует развитию экономики, а культура, как опыт человечества во всех аспектах, способствует развитию общества. Здесь уместно вспомнить истину: "Богу -- богово, кесарю -- кесарево". Теперь проведем анализ взаимодействия средств и объектов воздействия, если внутренний треугольник "кто-то" повернул, как баранку, до упора, "влево". При этом окажется, что власть напрямую связана с экономикой, бизнес (а не культура) связан с обществом ("рыночное общество"); а культура во всех аспектах -- станет достоянием "политиков". Поворот несколько неожиданный, но вполне реальный и не требует доказательств.
При "правом" повороте внутреннего треугольника картина взаимоотношений будет несколько иной. Бизнес, как средство, будет отдан на откуп "политике" (как элементу государственности); власть должна бы стать средством развития и самореализации общества (т.е. демократия, но пока общество аморфно, не структурировано - свыше ста партий - не имеет потенциала и соответствующих механизмов реализации, это остается лишь благим пожеланием); а культура, как средство развития экономики, в этом варианте может оказаться "фиговым листком", хотя культура, этика и мораль необходимейшие условия развития экономики. Развивать же "аморальную экономику" -- это все равно, что лить воду в решето, где деньги, являясь мерой экономического потенциала, как вода, бесследно исчезают .
Таким образом, на модели (рис.1) можно рассмотреть различные варианты отношений и дать предполагаемые результаты, не воплощая их без экспериментирования на живом пока еще государстве и обществе. Такова в общих чертах суть логического моделирования, предложенная автором представлена здесь на примере лишь трех элементов государственности. Количество их может пять или шесть (Человек, Идеология и право, Природа) в зависимости от уровня подготовленности общества для решения насущных задач.

Ю.П. МАШИХИН, Ужгород Автор Векторной Теории Политических Технологий.

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz